На главную

Дачный форум  Дачный клуб  Цветочный клуб


Kurdyumov.ru Нотный стан для понимания… нотного стана! Написать письмо
Умный огород
Умный сад
Умный виноградник
Умный виноградник для всех
Умная бахча
Мастерство плодородия
Умная теплица
Защита вместо борьбы
Где купить мои книги?
Педагогическая опупема
Техника голодания
Как мы создаем избалованность, упрямство и беспомощность детей
Что нужно знать и делать, если вы хотите заиметь ребенка
Манипулирование и ассертивность
Стать музыкантом? - ЛЕГКО!
Штамбовая пирамида Л.Б. Танкевича
Випон - прорыв для теплиц
Стимуляторы нового поколения
Центры "Сияние"
Грин ПИКъ
Санэкс
Баковые смеси
Об испытании акваринов
Гуматы

Семена

Умная сеялка Болдарева
"Умная" рассада
"Умный" капельный полив
Гранулированные органические удобрения
Умные инструменты из Судогды
Полольник "Стриж"
Плоскорез Фокина
Комплексные удобрения для внекорневых подкормок
Агровертин (акарин) и фитоверм
Курс газоноведения
 

 

 

Нотный стан для понимания… нотного стана!

Стан – это то, что «стоит», верно?
В раннем детстве многих из нас научили определять, сколько дней в каждом месяце… по костяшкам кулака. Отсчитывая от косточки левого мизинца, я привыкла проверять месяца - и это стало навыком. Без такого метода пришлось бы полностью зависеть от календаря. Можно вызубрить месяцы, но без надёжной подсказки нельзя проверить себя – и ты всегда неуверен.
Не сразу я поняла, что клавиши фортепиано - графическое продолжение и подобие нотного стана. Никто никогда не учил меня этому. Мир клавиш в моем сознании мало был связан с миром нот. Но в один из счастливых дней видение перевернулось. Я решила просмотреть какую-то пьесу, и случайно поставила ноты ключами вверх. Посмотрела – и вдруг увидела нотный стан, как есть, «стоящим на хвосте». Это было откровение, подобное удару молнии. На бумаге передо мной были клавиши фортепиано!
Позже я узнала, что эта идея далеко не нова. И до меня некоторые учителя, работая с новичками, пытались поставить нотный стан вертикально. Так клавиши становятся продолжением десяти  линеек, и зрение становится опорой для координации пальцев. И ноты, и клавиши движутся в одном направлении, координация становится ясной, нотный стан не нужно переворачивать в голове – и ученик перестаёт нервничать и напрягаться.
Пока не было компьютерной программы «Софт Моцарт», ноты для моих учеников я печатала на расширенных линейках и вертикально. Однажды, на детском празднике в доме моей ученицы, одна гостья случайно забрела в комнату, где стояло фортепиано с моими вертикальными нотами. Это была «Французская песенка» для исполнения двумя руками. Девочка села за инструмент и с увлечением стала разбирать пьеску. Увлекшись, она занималась этим около часа – и разучила пьесу наизусть. Позже она исполнила её для всех и с удивлением призналась, что никогда еще не играла на фортепиано - это ее первый опыт.

Магическая цифра семь

Сколько одинаковых линеек вы можете быстро запомнить?
Десять тонких линий нотоносца мало различимы для неподготовленного глаза. Известно: человек может отслеживать не больше семи однородных зрительных объектов. Но промежутки между линейками – тоже «линейки» в нотном тексте. Ребёнку приходится отслеживать даже не десять, а минимум двадцать два объекта! Целый лес линеек и междустрочий – и почти никаких ориентиров.

Нотный стан

Чтобы мои новички не заблудились в этом лесу, я  пронумеровала каждую линейку и в скрипичном, и в басовом ключе цифрами 1, 2, 3, 4 и 5. Дополнительная линейка ноты «до» первой октавы получила номер ноль. Вопреки традиции, линейки басового ключа я посчитала сверху вниз – так понятнее.
Нотный стан предстал в виде музыкального «градусника» с нулём посередине. Музыкальная система зеркально симметрична - как и числовая шкала. И «до» второй, и «до» малой октав оказались между 3 и 4 линейками. Эти междустрочия я оттенила голубовато-серым цветом, и обе «до» стали точками отсчета для нот второй и малой октав.

Музыкальная система

Нотный стан оказался зрительно разделённым на четыре секции. В каждой из них всего 5-6 линеек и междустрочий - их отследить уже нетрудно. В таком виде «территория» нотоносца намного проще для освоения! «Страшные» 10 линеек и 12 промежутков скоро становятся вполне обитаемым пространством.

И лишь после того, как освоены эти 22 нотных строки, можно приступать к освоению добавочных линеек. Пока не отработан навык чтения обычных линеек и пространств - как можно прочитать дополнительные?..

Музыкальный алфавит на нотоносце

Следующая ступенька к свободному чтению – поставить на нотоносец  нотный алфавит. А потом - и на клавиши.
К каждой ноте я добавила картинку, фонетически перекликающуюся с ее названием: «до» - картинка двери (door), «ре» – дождик (rain), «ми» – зеркало (mirror), «фа» – ферма (farm), «соль» – солонка (salt), «ля» – лестница (ladder) и «си = ти» – чашка чая (tea). И нотный стан стал настоящей «картой» расположения нот и клавиш.

нотный алфавит

Картинки – уже усвоенный навык восприятия, и нотное письмо становится логическим продолжением этого навыка. А музыкальный алфавит становится опорой для понимания нотной системы координат.

«Пережив» такую трансформацию, нотоносец стал понятен любому новичку. Из абстрактной музыкальной системы он превратился в ясную и понятную музыкальную азбуку, которая вполне годится для первого прочтения, проигрывания и пропевания.
Человек не рождается музыкантом. Способность распределять ноты на нотном стане требует определённой тренировки. Чтобы понять это, я сделала большой постер с широкими черными полосками, и попросила разместить на нем по порядку красные и синие кружки нот. И дошкольники далеко не сразу научились чередовать синие и красные кружки соответственно линейкам и промежуткам! Чаще всего они пропускали именно промежутки, расставляя нотные кружочки на линейках. И лишь после  регулярной тренировки они научились читать линейки и промежутки, и уже не пропускали ни одного. Дети постарше усвоили это упражнение быстрее, но большинство из них также поняли логику линеек не сразу, а постепенно.
Позже мы разработали специальную компьютерную игру “Fruit Lines” («Фруктовые дрожки»), которая развивает ориентацию в нотных линейках и промежутках с помощью компьютерной графики и интерактивности.

Fruit Lines

Только определённое положение среди линеек делает ноту НОТОЙ! Поэтому умение мгновенно ориентироваться в нотных линейках - один из важнейших зрительных навыков. Без него быстрое восприятие нотного текста немыслимо вообще.

Сено или солома?…

Поверьте: у человека, впервые севшего за инструмент, слишком много рук!
Нотный стан – это две «книги», которые надо читать одновременно. В нём два ключа – скрипичный и басовый.  Их значки стоят  слева; они достаточно непохожи. Однако новичок - не профессионал. Вспомните себя впервые за рулем автомобиля. Три педали и четыре зеркала, и за всеми нужно постоянно следить! Легко ли это было? Глядя на ноты, новичок часто не отличает скрипичного ключа от басового. А если он - ребенок, к этому прибавляется неразбериха с правой и левой рукой. Далеко не все дети связывают «право» и «лево» с собственными ручонками!
Взрослые быстро забывают проблемы детства. Для нас «правая и левая рука» - готовые подсознательные реакции. Впрочем, даже взрослые не все таковы!  Известно, что в царскую армию поступали служить безграмотные крестьяне, которые совершенно не могли отличить свою правую сторону от левой. Как ходить в строю? Намучившись с муштрой, офицеры придумали трюк: привязали к правой ноге солдата пучок сена, а к левой – соломы. И команда звучала так: «Сено - солома! Сено – солома!»
Мой учитель тоже пытался помочь мне разобраться в своих руках. Он спрашивал: в какой руке я держу карандаш? Это помогало… наполовину. Поднимая правую руку, в которой я держу карандаш, я отвечала, что она левая. Почему?.. Потому что слова «право» и «лево» для ребенка – абстракции. Чтобы усвоить их, нужны  контрастные опоры в восприятии. Мышечная память (какой рукой я пишу) – хорошая подсказка… Но лишь до тех пор, пока руки не находятся на клавишах инструмента. Пишу-то я, конечно, правой рукой - но играю-то двумя!
И опять разницу поможет усвоить цвет. Если раскрасить линейки скрипичного и басового ключей в контрастные цвета, восприятие обретает опору. Скрипичная система легко отделяется от басовой, и за каждой закрепляется роль своей руки.

Скрипичная система

 

Музыкальная система - это «дерево»

Выбор красок в обучении так же важен, как в интерьере вашего дома. Нет, намного важнее!
Если цвет не является опорой для восприятия, он становится помехой. Или он помогает – или мешает. Значит, выбор опорных цветов основан на чём-то определённом. Например, как лучше подчеркнуть контраст линий и междустрочий? Известно: Гвидо Аретинский сначала использовал в виде «нотоносца» кисть руки. От руки и возникла идея нотной записи. Подсознательно мы воспринимаем линейки как «тело» или «твердь», а пространства между ними – как «воздух». Выбор красок должен поддерживать эти ассоциации, а не вступать с ними в конфликт. Как я уже писала, ноты на линейках естественнее сделать красными, а на промежутках – голубыми. Эти два цвета -  не просто самые контрастные в спектре. Они хорошо отвечают ассоциации, подсознательно поддерживают первоисточник идеи и, что также важно, приятны и не утомительны для глаз.
Позже, выбирая цвета для линеек скрипичного и басового ключей, нужно рассуждать иначе. Звуки музыки повышаются постепенно. Здесь резкий цветовой контраст может запутать, дать ложные ассоциации. Нужен такой пример из зрительного опыта, где разные краски были бы продолжением одного целого. Идеальный образец -  дерево. Ствол и земля – коричневые, а крона – зеленая.
Аналогия с деревом – хорошая цветовая опора для понимания нотного стана. Дерево отражает и единство нотной системы, и  суть расположения звуков по регистрам. «Корни» - басовый регистр - постепенно вырастают в «крону» - верхний регистр. Звуки басового регистра пишутся с помощью добавочных линеек - это «корни» дерева. Нижний регистр «твёрд», глубок и богат звучанием обертонов  - это «ствол». Средний регистр постепенно становится всё «воздушнее» - ветки и листья. Наконец он перерастает в самый высокий регистр, выше которого только «птицы» – верхние добавочные линейки.

< Назад Далее >

Предыстория
Хождение по мукам
Об упорстве трудолюбивого уборщика и силе разума
Для чего работают школы и прочие музыкальные учреждения?
Учить или снабжать?
Как мы не учим музыкальному языку
Польза и вред коллективного музыцирования
Фундаментальные проблемы музыкальной педагогики
Какое музыкальное просветительство спасет музыку?
Как мы привыкли учиться и учить музыке
Каким должен быть музыкальный алфавит?
Голос человека – колыбель музыкального языка
Музыкальное зрение
Нотный стан для понимания… нотного стана!
Координация рук – и никакого мошенничества!
Голос, зрение, координация – война или мир?
У семи нянек дитя без глаза
Компьютерный вопрос: учить или не учить?
Откуда берутся «вредные» педагоги
Музыкальная грамотность для всех
  Copyright © 2000-2012  
Rambler's Top100 Использование материалов сайта в любых целях без согласования с правообладателями запрещено и будет преследоваться по Закону!
все для вашего авто